Мы понимаем и контролируем качество судебной экспертизы
Судебная экспертиза — профессиональная деятельность, которую можно сравнить с услугами. Качество в услугах определяется набором характеристик которые удовлетворяют предполагаемые потребности потребителя. Это определение сложно отнести к судебной экспертизе, поскольку в судебном процессе участвуют три потребителя этой услуги — непосредственно суд, представители сторон, истцы и ответчики.
Suum cuique — каждому свое
У каждой группы потребителей свои потребности и разные ожидания от судебной экспертизы.
Ожидание с точки зрения суда
Первое — вынести решение в срок, второе — отсутствие отмены решения из-за судебной экспертизы. Первая характеристика определяется законом — судебное дело рассматривается в разумный срок. Второе бьет по судье, ведь качество его работы оценивается отменой решений.
Ожидание с точки зрения представителей сторон
Это доказывание позиции представляемой стороны. Юристу проще работать с понятным, проверяемым и обоснованным заключением эксперта — без воды и мнений. При отсутствии этих характеристик представителю трудно доказать позицию в суде и проблемно вести взаимоотношения с доверителем.
Ожидание с точки зрения истцов или ответчиков
Подтверждение своей позиции несомненно является желанием истца или ответчика. Но желание не может быть ожиданием в судебной экспертизе. Почему? Потому что, подтверждение позиции закрепляется доказательствами, а бремя доказывания лежит на сторонах судебного процесса. При наличии у сторон доказательств своей позиции критерием ожидания будет беспристрастность судебного эксперта.
Каким должно быть качество судебной экспертизы?
На этот вопрос точно отвечает цитата прокурора парижского парламента Анри Франсуа д’Агессо (1688 — 1751):
Суд постановляет приговоры, а не оказывает услуги
Судебная экспертиза — часть судебного процесса. Поэтому объективность, простите за очевидность, должна быть основным критерием качества судебной экспертизы. Объективность заключения эксперта измеряется следующими показателями:
- Истина установлена — мотивированное решение суда вынесено в срок.
- Научно обосновано — выводы эксперта возможно перепроверить.
- Беспристрастно — отсутствие приверженности к одному из возможных вариантов решения вопроса.
Контроль качества судебной экспертизы
Качество контролируется через показатели взаимоотношений с участниками судебного процесса, подготовки дела к исследованию, проведения исследования, внутреннего рецензирования и производственной логистики.
Взаимоотношения с участниками судебного процесса
Судебная экспертиза — не совсем услуга, а участники судебного процесса — не совсем клиенты. Но наше взаимоотношение выстраивается по правилам клиентоориентированности. Разные вопросы решаются компетентными сотрудниками. Это значит:
С судом работает замдиректора по производству — ответственное лицо за весь цикл производства судебной экспертизы. Согласование вопросов которые будут поставлены на разрешение исследования, сроков и возможности производства — все это лежит на нем большим грузом. Любое недовольство суда это его ошибка — не так организована работа, что-то не понял, что-то не объяснил. Любая похвала это его заслуга — правильно распределил обязанности, расставил цели, ускорил медленно работающего сотрудника. Что это дает суду? Уверенность в том, что на протяжении всего производства экспертизы судебное дело будет в руках единственного человека, полностью погруженного в вопросы судопроизводства.
С представителями сторон общается делопроизводитель производственно-диспетчерского отдела. Согласование осмотров со сторонами, подготовка запросов на дополнительные материалы и контроль их получения делается для одной цели — обеспечить доказательную базу сторонам процесса и их представителям.
С истцами, ответчиками и представителями по общим вопросам и оплате экспертизы работает менеджер. Этот человек посредник между производством судебных экспертиз и сторонами по делу. Судебный процесс — испытание для неподготовленного человека. Все дела разные. Разочарование судебном разбирательством, горечь от проигрыша дел, и зачастую слезы безысходности — это принимает на себя менеджер. Тяжелый моральный труд.
Контроль взаимоотношений ведется через записи разговоров. Записи нужны не столько для поддержания дисциплины и разрешения конфликтов, сколько для сценариев недопустимости конфликтных ситуаций.
Подготовка к исследованию
Соответствие поступивших материалов поставленным вопросам
Вопрос влияет на выводы, а правильно поставленный вопрос — часть будущего исследования. Часто вопросы некорректны или не отражают полноту необходимого исследования. В таких случаях вопросы обсуждаются с судом для недопустимости последующего неоднозначного толкования выводов.
Анализ имеющихся данных для проведения исследования
Анализ проводится до передачи дела в работу экспертам. Для экспертов важно провести полное и всестороннее исследование по поставленным вопросам. При недостаточности исходных данных для категоричного ответа направляется ходатайство о предоставлении дополнительных материалов. Интересный факт — в суд направляются ходатайство в 80% случаев. С одной стороны это дополнительная нагрузка на суды и стороны процесса, но с другой — наша въедливость в исходные данные минимизирует процент вероятных выводов экспертами на поставленные вопросы.
Проведение исследования
Организация осмотров и аутсорсинга
Часто для проведения полного и всестороннего исследования нужно привлечение сторонних организаций или аутсорсинга. Например: при экспертизе двигателя автомобиля необходима разборка; при проведении землеустроительной экспертизы — инженерные изыскания; при проведении экспертизы качества металла — исследование в испытательной лаборатории; и т.п.
Сопутствующие работы не входят в обязанности эксперта, но без них провести полное исследование невозможно. Организация сопутствующих экспертизе работ и контроль их выполнения производится нами полностью. Мы не получаем прибыли от этой деятельности и несем свои затрат, но это позволяет получить проверяемые и однозначные выводы.
Совещания и внутренние консультации
Производственные совещания проводятся постоянно. Еще раз повторим, пос-то-ян-но. Не только когда возникает проблема. На совещаниях обсуждаются сроки, этапы исследования, вопросы специалистов и возможности производства. В совещаниях участвуют руководители, даже напрямую не связанные с производством — для генерации идей и выработки решений.
Внутренние консультации экспертов проводятся также пос-то-ян-но. Совет коллег помогает в решении не типового вопроса или сложной ситуации. Профессиональное общение и обмен экспертными знаниями повышает качество заключений экспертов.
Внутреннее рецензирование
Редакторская правка
Эксперты инженера, а не писатели. Сложный слог, грамматика и пунктуация это хоть и не критично, но влияет на качество заключений. Редакторская правка исправляет нормальные ошибки и описки специалиста.
Проверка понятности
Логика, последовательное изложение и понятность простому человеку — цель оценки на восприятие заключений экспертов. Это конечный тест на обоснованность выводов.
Производственная логистика
Это не только физическая доставка материалов дела и объектов исследования из суда или в суд, выезд экспертов на осмотр и в судебные заседания. Это в первую очередь бизнес-процессы по обеспечению базиса трех характеристик судебной экспертизы — установлению истины, научной обоснованности и беспристрастности.
Бизнес-процессы представляют собой взаимосвязанные задачи направленные на производство судебных экспертиз “точно в срок”. Через бизнес процессы контролируются все описанное выше для достижения одной цели — объективности заключения эксперта.
Некоторые метрики бизнес-процессов отражены в нашем блоге, в категории “Статистика”.
Итог
Качество судебных экспертиз неотделимо от их производства. Показатели и характеристики встроены и регламентированы в наших бизнес-процессах. Конечно это обезличивает заключения экспертов — “как под копирку”. Но на трех стульях (суд, представитель, сторона) одновременно не усидишь. Поэтому стандартизация производственного процесса единственно возможное решение, подтвержденное 12 летним опытом работы.