Статьи из рецензируемого научно-практического журнала “Теория и практика судебной экспертизы” (ТиПСЭ).

ТиПСЭ издается с 2006 года Федеральным бюджетным учреждением Российского федерального центра судебной экспертизы (ФБУ РФЦСЭ) при Министерстве юстиции Российской Федерации – головной научно-методической организации системы судебно-экспертных учреждений Минюста России.

АНО “НИИ Судебной Экспертизы” десять лет ведет классификацию рецензируемых научных статей по судебной экспертизе. С недавнего времени ФБУ РФЦСЭ открыло доступ к номерам журнала ТиПСЭ, что позволяет нам готовить и публиковать перечень наиболее интересных статей в разрезе судебно-экспертных специальностей.

В подготовленном материале приведены ссылки на статьи по автотехнической экспертизе с аннотациями и комментариями. Материал повышает уровень компетенций экспертов автотехников и закрывает пробелы знаний имеющихся в классической литературе по данной тематики. Перечень статей приводится по дате публикации в ТиПСЭ.

1. ТиПСЭ № 2 (2) Июль 2006 стр. 129

Пределы компетенции эксперта автотехника при производстве комплексных медико-автотехнических экспертиз

В статье проведен анализ экспертных ошибок при производстве экспертиз по делам о ДТП с пострадавшими.

2. ТиПСЭ № 2 (2) Июль 2006 стр. 139

Применение дифференцированной стоимости нормо-часа при производстве автотехнических исследований

Описан способ установления стоимости нормо-часа по ремонту транспортных средств в зависимости от срока эксплуатации и технического состояния (физического износа). Дифференцированный метод может быть полезен при определении стоимости нормо-часа при отсутствии точных данных.

3. ТиПСЭ № 2 (2) Июль 2006 стр. 150

Анализ использования компьютерных программных продуктов для автоматизации решения задач судебной автотовароведческой экспертизы

Анализ программных продуктов десятилетней давности. Обзор программных средств общего назначения, автоматизированных справочников и автоматизированных методик. Дана оценка с точки зрения законности, научности, достоверности и надежности получаемых результатов. Ностальгия для экспертов со стажем работы больше десяти лет.

4. ТиПСЭ № 2 (2) Июль 2006 стр. 191

Вопросы совершенствования судебной экспертизы состояния дорог и дорожных условий

Вопросы качества сцепного покрытия автомобильных дорог России и Украины.

5. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 10

Теория судебно-автотехнической экспертизы (научное обоснование и модель)

Становление судебной автотехнической экспертизы как науки. Фундаментальные знания. Экспертам автотехникам к прочтению обязательна.

6. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 18

Современные возможности судебной автотехнической экспертизы

Что такое автотехническая экспертиза? Какие специальности есть в автотехнической экспертизе? Когда назначается автотехническая экспертиза? Какие вопросы решает автотехническая экспертиза? Все ответы в одной статье.

7. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 22

Программа подготовки экспертов по специальности 13.1 «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия»

Программа для самостоятельной подготовки для судебных экспертов из 12 тем. Методические рекомендации по каждой теме и список рекомендованной литературы.

8. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 29

Программа подготовки экспертов по специальности 13.2 «Исследование технического состояния транспортных средств»

Программа для самостоятельной подготовки для судебных экспертов из 7 тем. Методические рекомендации по каждой теме и список рекомендованной литературы.

9. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 35

Программа подготовки экспертов по специальности 13.3 «Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП»

Программа для самостоятельной подготовки для судебных экспертов в двух частаях. Первая часть из 9 тем. Вторая часть — 11 тем. Методические рекомендации по каждой теме и список рекомендованной литературы.

10. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 43

Программа подготовки экспертов по специальности 13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости»

Программа для самостоятельной подготовки для судебных экспертов из 4 тем. Методические рекомендации по каждой теме и список рекомендованной литературы.

11. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 46

Методические рекомендации по применению нормативных документов (актов) в автотехнической экспертизе

Применение нормативных документов (актов), содержащих нормы и положения, сопряженные с предметом и задачами автотехнической экспертизы к программам подготовки по специальностям 13.1 — 13.4.

12. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 50

Судебные автотехнические экспертизы — актуальное направление высшего экспертного образования

Статья Е.Р. Россинской (в заголовке приводимой статьи ошибка в фамилии) о необходимости высшего профессионального образования как в судебной экспертизе общем, так и судебной автотехнической экспертизы  частности.

13. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 62

Справочные данные о нормативных и технических параметрах шин и колес. Типовые виды повреждений шин

В статье приведен перечень нормативных терминов, обязательных для использования при описании шин и колес, а также сведения о конструкции современных шин и колес с иллюстрациями. При исследовании шин и колес данный материал закрывает если не все, то большинство вопросов.

14. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 80

Роль и место судебной дорожно-транспортной экспертизы при разрешении транспортного спора арбитражным судом

Статья Суворова Ю.Б. о рассмотрении транспортных споров в случаях, когда нарушение транспортного процесса и, как следствие, невыполнение его участником договорных обязательств в части сохранности, обеспечения сроков доставки груза, пассажира, багажа и иных обязательств, связано с возникновением ДТП.

15. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 82

Формально-логический анализ действий участников дорожно-транспортного происшествия при проведении автотехнической экспертизы, на разрешение которой поставлены некорректные вопросы

При разрешении споров, экспертам-автотехникам приходится решать неправильно сформулированные, так называемые некорректные вопросы. Что такое неправильно поставленный вопрос и как возможно проводить исследования в такой ситуации раскрывается, на примерах, в этой статье. Рекомандуем.

16. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 86

Экспертная проверка и оценка обстоятельств ДТП и проблемы защиты его участников

Взгляд адвоката на проблему непредоставление эксперту необходимых исходных данных, либо предоставление неверных исходных данных при исследовании по делам о ДТП. В статье приводятся реальные ходатайства по уголовному, в котором было три автотехнических экспертизы. Также поднимаются вопросы о признании доказательств недопустимыми и проведении следственного эксперимента. Большая, тяжелая но интересная статья.

17. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 94

Определение скорости движения транспортного средства в момент удара по показаниям его спидометра

При столкновениях транспортных средств после удара происходит остановка двигателя, а также разрушение аккумуляторной батареи, так как аккумуляторная батарея зачастую находится в передней части моторного отсека. В этом случае появляется возможность оценить скорость движения транспортного средства по показаниям его спидометра оснащенного шаговым электродвигателем. Теоретические обоснования методики с примерами. Актуально.

18. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 98

Определение скорости транспортного средства, достаточной для опрокидывания другого транспортного средства

Методика по определению скорости транспортного средства, достаточной для опрокидывания другого транспортного средства при их столкновении.

Лично знаком с автором — Лазаревым Михаилом Юрьевичем. Профессионал. Методика апробирована по делу о возможности получения повреждений в ДТП по страховому случаю. Рекомендуем.

19. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 100

О последовательности экспертного исследования и исследовании причинной связи при производстве автотехнической экспертизы по различным категориям дел

Вопросы специальных познаний, причинной связи, последовательности проведения и опыта в автотехнических исследованиях.

20. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 103

Определение места столкновения транспортных средств (анализ методик решения вопроса)

Название статьи говорит само за себя. При решении вопросов о расположении транспортных средств на проезжей части при столкновениях — обязательна к использованию.

21. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 114

Применение реконструкции при определении технической возможности у водителя предотвратить наезд на пешехода

Аналогично с предыдущей статьей. При решении вопросов о наезде на пешеходов — обязательна к изучению.

22. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 122

Экспертная оценка действий водителя транспортного средства в нестандартных условиях

Что такое нестандартная дорожно-транспортная ситуация и какие есть методические приемы по исследованию узнаете из статьи. Описанные методические рекомендации должны способствовать уменьшению числа нерезультативных экспертных исследований.

23. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 126

Экспертная оценка действий участников дорожного движения, регулировщиков, грузчиков, а также иных лиц, находящихся вне транспортного средства на дороге и не выполняющих на ней работу

Экспертная оценка действий водителя транспортного средства, пассажира, пешехода, регулировщиков, грузчиков и иных физических лиц. Установление момента возникновения опасности для движения. Экспертные задачи входящие и не входящие в компетенцию экспертизы обстоятельств ДТП. Экспертам специальности 13.1 обязательна к изучению.

24. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 145

Определение возможности возникновения заноса автомобиля при резком повороте рулевого колеса (методические рекомендации)

Рекомендована научно-методическим советом РФЦСЭ при Минюсте России к использованию.

В данной методике рассматривается условие возникновения заноса автомобиля, движущегося с постоянной скоростью в прямолинейном направлении, в результате резкого поворота рулевого колеса.

25. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 148

Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки: методическое руководство для судебных экспертов

Первая публикация данной методики.

Пользуясь случаем хочу выразить благодарность Александру Сергеевичу Казюлину — нашему заместителю директора, за вклад в развитие судебно-экспертную деятельность России. Отдельное спасибо за помощь в классификации и подготовки данного материала.

26. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 212

Компьютеризация и автоматизация судебной автотехнической экспертизы в экспертных учреждениях Минюста России

Поднимаются вопросы необходимости всестороннего внедрения средств компьютеризации и автоматизации в профессиональную деятельность судебного эксперта-автотехника. Фактически статья представляет собой техническое задание на автоматизацию производства автотехнических экспертиз специальности 13.1 «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия».

27. ТиПСЭ № 1 (9) Март 2008 стр. 262

Экспертное исследование обстоятельств ДТП, связанных с неправильным применением дорожных знаков

Рассматриваются вопросы недостатков организации дорожного движения связанных с неформатным изготовлением и неправильным применением дорожных знаков. Особенности применения «неформатно» изготовленных знаков. Исследование “временных” знаков. Знаков 1.15 «Скользкая дорога», 1.16 «Неровная дорога», 1.17 «Искусственная неровность», 1.27 «Дикие животные», 2.1 «Главная дорога», 2.4 «Уступите дорогу», 1.25 «Дорожные работы». Общая характеристика ДТП, связанных с оценкой зоны действия знака 3.24 «Ограничение максимальной скорости». Дана правовая регламентация применения дорожных знаков. Приведен пример экспертного исследования обстоятельств ДТП, связанных с отсутствием на должном месте знака 2.1 «Главная дорога».

28. ТиПСЭ № 2 (18) 2010 стр. 27

Перспективы создания комплексной синтетической науки «судебная автотехника»

В статье рассматривается вопрос создания на базе частной теории судебной автотехнической экспертизы (САТЭ) комплексной синтетической науки «судебная автотехника». При этом представляется целесообразным на первом этапе появления науки подготовить учебную дисциплину с аналогичным названием, которая могла бы стать основой при создании науки.

Тем, кто разделяет взгляды, что истины не существует, а имеются только мнения — читать обязательно. Перед чтением следует ознакомиться — что такое теория и наука.

29. ТиПСЭ № 3 (19) 2010 стр. 38

Актуальные вопросы причинности судебных автотехнической и строительно-технической экспертиз

В статье рассматриваются вопросы, связанные с установлением наличия и видов причинной связи между событиями, действиями, явлениями и процессами, исследуемыми при производстве судебных автотехнической и строительно-технической экспертиз. Авторы, подчеркивая специфические черты каждого из указанных направлений судебно- экспертных исследований, раскрывают те общие начала, которые позволяют находить универсальные подходы к установлению причин аварий в строительстве и причин дорожно-транспортных происшествий.

Емкая статья о причинах и следствиях. Рассматриваются восемь вопросов:

  1. Была ли причинная связь непосредственной?
  2. Была ли причинная связь прямой?
  3. Достаточным ли условием для наступления расследуемых последствий являются определенные действия; могли ли наступить данные последствия при воздействии иных факторов?
  4. Каково соотношение во времени определенных действий и расследуемого события?
  5. Может ли определенное обстоятельство характеризоваться как необходимое условие происшедшего?
  6. Закономерным или случайным результатом определенных действий (бездействия) является происшедшее?
  7. Был ли несчастный случай неизбежным? Имелась ли возможность его предотвращения?
  8. Были ли указанные лица подготовлены таким образом, чтобы предвидеть опасные последствия?

Всем, кто в своей деятельности прямо или косвенно влияет на определение виновности человека, обязательна к изучению.

30. ТиПСЭ № 3 (19) 2010 стр. 141

Экспертное исследование обстоятельств дорожно-транспортных происшествий с использованием современных технических средств

Обсуждаются вопросы автотехнической экспертизы, связанные с установлением скорости движения транспортных средств участвовавших в дорожно-транспортном происшествии.

Рассмотрены методы установления скорости движения автомобиля по показаниям приборов после столкновения (при зафиксированной стрелки спидометра). Упоминаются возможности установлению скорости автомобиля по срабатыванию подушек безопасности, систем GPS и ГЛОНАСС, охранно-поисковой системы, радионавигационной диспетчерской системы.

31. ТиПСЭ № 3 (23) 2011 стр. 42

Экспертное исследование обстоятельств дорожно­-транспортных происшествий, связанных с использованием знаков аварийной остановки

Обсуждаются вопросы автотехнической экспертизы, связанные с установлением причинно-следственной связи применения знаков аварийной остановки, не соответствующих ГОСТ Р 41.27-2001 с дорожно-транспортными происшествиями.

Исследова­нию дорожно-транспортных ситуаций, свя­занных с наездами на неподвижные транс­портные средства в условиях ограниченной видимости, когда выставлен знак аварий­ной остановки и момент обнаружения во­дителем транспортного средства знака ава­рийной остановки принимается следствием или судом как момент возникновения опасности для движения.

Даны результаты экспериментального исследования видимости элементов проезжей части и конкретной ви­димости знаков аварийной остановки разных производителей с рабочего места водителя в темное время суток в различных дорожных условиях. Приведены примеры решения.

32. ТиПСЭ № 2 (26) 2012 стр. 73

Оценка действий водителя по предотвращению наезда на пешехода

В статье рассматриваются методики исследования дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешехода.

Приводятся следующие способы:

  1. Путем сопоставления расчетного удаления автомобиля от места наезда в момент начала движения пешехода на заданном пути с остановочным путем автомобиля.
  2. Путем установления положения пешехода вне опасной зоны от места наезда в момент нахождения автомобиля от места наезда на расстоянии остановочного пути.
  3. Путем установления возможности выхода пешехода за пределы полосы движения автомобиля при своевременном применении водителем мер к торможению.

Отдельно дается метод определения технической возможности у водителя предотвратить наезд на пешехода в условиях ограниченной видимости.

33. ТиПСЭ № 4 (28) 2012 стр. 172

О всероссийском научно-практическом семинаре «Актуальные задачи судебной автотехнической экспертизы»

Важные тезисы:

Применение программного продукта по моделированию ДТП «PC-Crash».

Подготовка материалов по САТЭ: «Методические рекомендации по производству САТЭ»; «Методические рекомендации по проведению следственного эксперимента»; «Методические рекомендации по определению скоростей движения пешеходов»; «Методические рекомендации по применению положений п. 14.1 ПДД РФ в экспертной практике»

Включению в третью редакцию МР положения Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 361) в части, не противоречащей практике производства судебных экспертиз.

Предложить региональным центрам СЭУ Минюста России организовать в рамках региональных НИР непрерывный мониторинг стоимости нормо-часа и материалов для окраски при ремонте ТС в регионах.

Проработать организационные возможности создания банка данных, используемых при производстве САТЭ, путем накопления и передачи информации, поступающей из подразделений СЭУ на специализированном закрытом для посторонних посетителей форуме в сети Интернет.

Одобрить предложенный ранее секцией НМС по САТЭ список экспертных специальностей (13.1-13.6), в том числе:

– объединение экспертных специальностей 13.4 и 19.3 в рамках специальности 13.4 (с добавлением в нее элементов транспортной трасологии, в части исследования причин возникновения и относимости механических повреждений к дорожно-транспортному происшествию);

– разработку программы подготовки по отдельной специальности 13.6, позволяющей решать вопросы по выявлению дефектов, качеству сборки и ремонта транспортных средств и рекламациям.

Подготовить предложения по перечню оборудования для инструментальных исследований в рамках производства САТЭ и направить его в Минюст России.

34. ТиПСЭ № 4 (28) 2012 стр. 190

Комплексное применение экспертных программ и измерительно-регистрирующих комплексов при расследовании ДТП

Статья посвящена возможностям применения экспертных программ и измерительно- регистрирующих комплексов при расследовании автотранспортных происшествий.

Опыт применения измерительно-регистрирующего комплекса VBOX фирмы RACELOGIC (Великобритания), как достаточно удобного для измерения скорости и определения положения в пространстве движущегося транспортного средства.

35. ТиПСЭ № 1 (29) 2013 стр. 62

К вопросу о применении положений п. 14.1 Правил дорожного движения РФ в экспертной практике

Статья направлена на исключения двоякого толкования п 14.1 ПДД РФ «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода».

Статья разбирает понятия:

— «транспортное средство, приближающееся к нерегулируемому пешеходному переходу»;

— «снизить скорость или остановиться»;

— «пропустить»;

— «пешеход, вступивший на проезжую часть для осуществления перехода».

При ужесточении штрафов за нарушение п.14.1 ПДД РФ статья актуальна всем водителям.

36. ТиПСЭ № 1 (29) 2013 стр. 71

Особенности определения стоимости нормо-часа работ по восстановительному ремонту транспортных средств при производстве судебных экспертиз и исследований по специальности 13.4

Автор предлагает экспертам проводить в своих регионах собственные исследования по стоимости одного нормо-часа ремонтных работ не реже одного раза в полгода и представлять их в виде информационных справочников.

37. ТиПСЭ № 3 (31) 2013 стр. 24

О работе Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую экспертизу транспортных средств

Если не знаете о Межведомственной аттестационной комиссии (МАК) и аттестации экспертов-техников — статья для вас.

38. ТиПСЭ № 4 (32) 2013 стр. 62

Исследование материалов видеозаписи с целью установления обстоятельств ДТП

Статья посвящена исследованию видеозаписей, фиксирующих дорожно-транспортные происшествия. Представлен обзор основных свойств видеозаписей, описаны методы решения основных задач, возникающих при расследовании обстоятельств ДТП, таких как определение положения участников дорожного движения, их скорости и времени между событиями ДТП.

Статья раскрывает методы решения основных задач исследования видеозаписей, предпринимаемого с целью выявления фактических сведений о событии ДТП:

  1. Свойства видеозаписей.
  2. Методы работы с видеоизображениями
  3. Определение длительности временных интервалов
  4. Определение текущего положения объекта и пройденного им пути
  5. Определение параметров движения объектов

Более полных материалов на данную тему в открытом доступе не существует.

39. ТиПСЭ № 2 (34) 2014 стр. 61

О недостатках при назначении и организации производства судебных автотовароведческих экспертиз

Автор рассматривает возможность сокращения сроков производства автотовароведческих исследований (специальность 13.4) по гражданским и уголовным делам на примере практики САТИ РФЦСЭ.

Автор выделяет следующие недостатки при назначении САТЭ влияющих на затягивание сроков производства экспертиз:

  1. неправильное и некорректное формулирование поставленных вопросов, подлежащих разрешению;
  2. постановка правовых вопросов;
  3. направление экспертам недостаточного количества материалов для решения поставленных вопросов;
  4. направление экспертам нечитаемых из-за низкого качества ксерокопий документов, непрофессионально выполненных фотографий объектов исследования и т.п.;
  5. отсутствие сведений о физических или юридических лицах, на которых судом возложена оплата за проведение экспертизы.

Приводит анализ и возможные пути устранения указанных недостатков.

С нашей стороны можем заметить, что п.п. 3 и 4 в нашей практике являются основными, по которым составляются 80% ходатайств.

40. ТиПСЭ № 1 (37) 2015 стр. 69

Определение сигнала светофора на серии изображений с использованием MATLAB

Предлагается и обосновывается способ определения сигнала светофора на серии изображений с использованием MATLAB.

в следственной и экспертной практике возникают ситуации, когда для определения причин дорожно-транспортного происшествия необходимо установить, на какой сигнал светофора двигались участники ДТП. Предлагается способ определения сигнала светофора по видеограмме с использованием математической системы MATLAB и набора инструментов Image Processing Toolbox, позволяющих решать широкий спектр задач обработки изображений.

Достаточно простой и эффективной способ определения сигнала светофора по видеограмме.

41. ТиПСЭ № 2 (38) 2015 стр. 72

К вопросу об установлении перечня повреждений автотранспортных средств, полученных в результате ДТП

Кратко рассмотрены наиболее частые виды дорожно-транспортных происшествий, имеющих отношение к экспертной специальности 13.4 – столкновения транспортных средств, опрокидывания, наезды на неподвижные препятствия и характерные виды повреждений, возникающие при этом.

Пошаговое руководство по установлению перечня повреждений ТС полученных в результате ДТП. Данный материал позволяет начинающим экспертам закрыть основные пробелы знаний в транспортной трасологии.

42. ТиПСЭ № 3 (39) 2015 стр. 83

Определение по времени технической возможности у водителя транспортного средства предотвратить наезд на пешехода

Методические рекомендации.

Решение вопроса о наличии или отсутствии у водителя транспортного средства технической возможности предотвратить наезд на пешехода.

43. ТиПСЭ № 3 (39) 2015 стр. 110

Экспертная оценка действий (бездействия) водителя транспортного средства относительно требований Правил дорожного движения в различных дорожно-транспортных ситуациях и установление причинных связей между действиями (бездействием) водителя ТС и ДТП

Методические рекомендации.

В данных методических рекомендациях приводится решение вопроса о соответствии (несоответствии) действий водителя транспортного средства требованиям Правил дорожного движения в конкретных дорожно-транспортных ситуациях, что позволит обеспечить методическое единообразие при производстве экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Минюста России.

44. ТиПСЭ № 4 (40) 2015 стр. 77

Определение угла между продольными осями транспортных средств в момент столкновения методом графического моделирования

В статье предложен алгоритм определения угла взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения методом графического моделирования с построением модели повреждений.

Экспертам проводящим транспортно-трасологические исследования материал обязателен к изучению.

45. ТиПСЭ № 4 (40) 2015 стр. 82

Частные случаи определения положения транспортного средства перед началом маневра

В статье представлен алгоритм определения положения транспортного средства до начала маневра по известной схеме классического поворота двухосного автомобиля и по заложенному конструкцией минимальному радиусу поворота.

Краткий, но емкий метод решения задач связанных с определением положения транспортных средств в начале маневра.

46. ТиПСЭ № 1 (41) 2016 стр. 100

Использование графического редактора СorelDRAW в транспортно-трасологической экспертизе

Автор анализирует следы на месте ДТП, указанные на фото в материалах дела, переносит их на масштабный чертеж поврежденного автомобиля с последующим определением их формы, размеров и дислокации при помощи графических редакторов.

Практическое руководство. Стоимость лицензии CorelDRAW ничто, по сравнению с возможными результатами исследования.

47. ТиПСЭ № 4 (44) 2016 стр. 66

Определение скорости транспортного средства по звукозаписям видеорегистратора

Предложен способ определения скорости транспортного средства по звукозаписи с автомобильного видеорегистратора, установленного на нем. Автором проанализирован процесс работы четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания и выявлена зависимость между количеством оборотов коленчатого вала двигателя и количеством оборотов, передаваемых механической коробкой передач на колесо. Приведена формула, позволяющая определять статический радиус колеса по его маркировочному обозначению на шине. Разобраны случаи из экспертной практики и предложены варианты определения номера включенной передачи на коробке переключения передач. Рассмотрены возможности применения метода на транспортных средствах с автоматической коробкой переключения передач. Приводятся результаты апробации метода экспертами судебно-экспертных учреждений Минюста России, отмечающих совпадение результатов при вычислении количества оборотов двигателя автомобиля посредством кепстрального анализа и показаний приборов контроля оборотов двигателя автомобиля.

Пример решения автотехнической задачи не экспертом-автотехником по видеофонограмме.

48. ТиПСЭ Том 12 № 2 (2017) стр. 75

Анализ ошибок при производстве экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств

Рассмотрены некоторые гносеологические и процессуальные ошибки, возникающие при производстве экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств. Сделан вывод о том, что на появление экспертных ошибок, характерных для данного вида экспертиз, влияют его методические и организационные особенности. По отношению к типовым ошибкам, описанным ведущими учеными, у экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств имеются свои исключения, которые позволяют расширить наше представление о ней.

Проводится анализ:

Неправильного определения экспертом необходимых для формирования запроса и дальнейшего обращения в базу данных номеров отдельных деталей и агрегатов ТС.

Процессуального характера связанных с самостоятельным сбором материалов и объектов экспертизы.

Неправильного оформления экспертных заключений, например, отсутствие в них подробного описания объектов, представленных на экспертизу.

Оценки заключения эксперта по исследованию МО ТС с точки зрения полноты проведенного исследования.

Степени обоснованности выводов, аргументации и их подтверждение проведенными исследованиями.

Определение правильности заключения эксперта, которая оценивается путем сопоставления заключения с другими собранными по делу доказательствами.

49. ТиПСЭ Том 12 № 2 (2017) стр. 85

Источник новой информации при идентификации транспортного средства

Рассмотрены вопросы интеграции в экспертизу маркировочных обозначений транспортных средств знаний и методов из области компьютерной электроники. В частности, предлагается в качестве дополнительного источника информации при решении идентификационной задачи — установления номера транспортного средства — использовать данные электронного блока тахографа.

Новым объектом, являющимся частью системы характеризующих транспортное средство признаков, будет такое техническое средство, как тахограф.

Раскрывается понятия тахографа как нового объекта в рамках комплексного исследования МО ТС. Дается понятия СКЗИ — средство криптографической защиты информации, и ЭБУ ТС — электронного блока управления системами транспортного средства.


Перечень статей постоянно пополняется, поэтому смело добавляйте страницу в закладки. Заранее спасибо за распространения данного материала и комментарии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Share This

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: